Своим умственным развитием человечество обязано рыбе!
Гигантский скачок в умственном развитии людей, живших на Земле около 20 тысяч лет назад, удалось совершить за счет правильной диеты. К такому неординарному выводу пришла группа исследователей во главе с американцем Эриком Тринкаусом из университета Вашингтона в Сент-Луисе (штат Миссури). По оценкам экспертов, населявшие в то время планету прародители современного человека ели много рыбы, что и позволило им сделать резкий эволюционный рывок. Ученые проанализировали химический состав останков человеческих костей, возраст которых составляет примерно 20-28 тысяч лет, а также фрагментов скелетов неандертальцев, живших от 28 до 130 тысяч лет назад. Они установили, что в костных тканях останков более поздних человеческих особей, обнаруженных на территории России, Чехии и Великобритании, содержалось значительное количество изотопов углерода-13 и азота-15. Наличие этих веществ, по оценкам специалистов, свидетельствует об активном употреблении в пищу рыбы и даров моря, составлявших от 10 до 50 процентов ежедневного рациона. По мнению ученых, это открытие позволяет предположить, что именно благодаря хорошим изотопам и полиненасыщенным жирным кислотам в рыбопродуктах древние люди смогли совершить рывок в умственном развитии.
Установлено, что липиды рыб проявляют высокую активность в снижении уровня холестерина и других липидов в крови животных, птиц и человека. По влиянию на здоровье человека современная наука подразделяет полиненасыщенные жиры, по крайней мере, на два больших класса, которые обозначают омега-3- и омега-6-жиры. Омега-6-жиры человек получает с растительными и животными жирами. Несмотря на общее благоприятное действие полиненасыщенных жирных кислот на организм человека, избыток омега-6-жиров может способствовать развитию воспалительных процессов. Установлено, что омега-3-жиры проявляют противовоспалительные свойства. Они снижают смертность от инфарктов и инсультов. Наиболее эффективными источниками омега-3-жиров служат продукты моря и, прежде всего, морские пелагические рыбы в период нагула: сельдевые, скумбриевые и другие, питающиеся планктоном - производителем омега-3-жиров. Значительно беднее омега-3-жирами жиры пресноводных рыб и выращенных в специальных условиях (продуктов аквакультуры).
Существует связь между потреблением людьми рыбы, морепродуктов и уменьшением человеческой смертности от сердечных заболеваний. При изучении этой зависимости было обнаружено, что гренландские эскимосы, рацион которых, как и у датчан, всегда изобиловал жирами, в отличие от последних, ели много жирной рыбы и гораздо реже европейцев страдали сердечными недугами. Тот же эффект наблюдается в Японии, где средняя продолжительность жизни самая высокая в мире и исторически сложилась традиция употребления в пищу большого количества даров моря.